Железные дороги Узбекистана
Железнодорожные пути Узбекистана неразделимо связана с историей становления страны. Сеть железных дорог смогла объединить крупные регионы страны и обеспечить транспортные коммуникации, а также наладить товарный оборот с зарубежными странами. Неудивительно, что ЖД являются важным показателем экономического развития государства, а также социальном и внутреннем политическом статусе РУз. Постройка железнодорожных путей на территории Узбекистана стартовала ближе к концу 19 века. Согласно стратегии, проектирование путей началось от восточного побережья Каспийского моря до городов Кызыл-Арват, Ашхабад и так далее. В мае 1888 года был построен деревянный мост через реку Амударья, благодаря чему был открыт маршрут до Самарканда. В 1890 году от станции Урсатьевская (ныне Хаваст) были спроектированы две ветки: от Самарканда до Ташкента и от Ташкента до Коканда в Ферганскую долину до Андижана. Так начали появляться первые железнодорожные маршруты Узбекистана.
В тот же год Закаспийская ЖД отдали под руководство Министерства путей сообщения: после того как произошло объединение линий Самарканд – Андижан, путь назвали Среднеазиатским. Его общая протяженность достигла 2354 верст (примерно 2,5 тысяч км) и протянулась через Сырдарьинскую, Самаркандскую, Ферганскую и Закаспийскую области, а также на землях Бухарского ханства.
В конце 19 века снова встал вопрос о создании железнодорожного пути от Ташкента до Оренбурга, к возведению которого смогли приступить осенью 1900 года, сразу с двух концов. В январе 1906 Оренбург-Ташкентская железная дорога уже начала функционировать, объединив Европейскую Россию со Средней Азией. Благодаря строительству Оренбургско-Ташкентской линии, Среднеазиатская железная дорога (СЖД) смогла соединиться с обширной сетью железных российских дорог. Если изначально эксплуатация ЖД носила политический и военный характер, то чуть позже появилась и коммерческая составляющая, которая позволила стране наладить товарооборот с Россией.
С 1958 по 1991 годы СЖД объединяла сеть железных дорог Узбекской ССР и других союзных стран. Во времена советских союзов был построен ряд новых участков дороги:
1941-1945 гг. |
Тукимачи — Ангрен (118 км); Амударьинская — Душанбе (441 км) |
1947 г. |
Салар — Барраж |
1955 г. |
Чарджоу — Кунград (627 км) |
1962 г. |
Навои — Учкудук (290 км) Джизак — Мехнат (133 км) |
1967 — 1972 гг. |
Кунград — Бейнеу (408 км) |
1970 г. |
Суперфосфатная — Кашкадарья (157 км) |
1974 г. |
Термез — Курган-Тюбе (218 км) |
1975 г. |
Тахиаташ — Нукус (12 км) |
После распада Союза, Среднеазиатская железная дорога была поделена на участки по государственной принадлежности – так и была образована Узбекистанская железная дорога.
Современный Узбекистан с территорией 448 тысяч км2 вытянут с востока в сторону запада на 1,4 тысячи км. Общая протяженность его ЖД путей составляет около 7 тысяч км и проходит не только через столицу, но и множество других местных городов. ЖД пути Узбекистана управляются АО «Oʻzbekiston temir yoʻllari» в которой трудится более 90 000 специалистов. Компания осуществляет не только грузовые, но и пассажирские перевозки, используя обычные ночные и скоростные («Afrosiyob», «Sharq» и «O'zbekiston») поезда. Кроме того, организация выполняет реконструкцию действующих дорог и строительство новых путей. Важными событиями в начале 21 века стала постройка тоннеля под перевалом Камчик, объединившим Ташкент с Ферганской долиной. Кроме того, проложенный путь через пустыню Кызылкум дал возможность сократить путь из Бухары в Хиву до 5 часов. За минувшее время железнодорожные пути стали важной инфраструктурой социально-экономического развития Узбекистана. Их годовой грузооборот составляет примерно 25 % от общего грузооборота всех видов транспорта страны.
Если вам интересно, сколько километров железных дорог в Узбекистане или вы хотите узнать историю возникновения ЖД Узбекистана, то на сайте Sprav.uz можно найти все необходимые сведения. Информационно-справочный сайт может использоваться как поиска полезной информации, так и для поиска предприятий и организаций Узбекистана. Информация на сайте ежедневно обновляется и дополняется, поэтому пользователям доступна только актуальная информация. Sprav.uz – это отличная возможность получить новых клиентов и деловых партнеров.