Карта Ташкентского метро
Метрополитен — один из наиболее популярных и удобных видов транспорта во многих крупных городах мира. Метро позволяет быстро и безопасно перемещаться по городу, при этом разгружая дороги и транспортную систему. Ташкент – столица Узбекистана, также имеет свой метрополитен, который является невероятно востребованным видом транспорта у местных жителей и иностранцев. Метро Узбекистана считается самым крупным среди стран Центральной Азии, поток его пассажиров достигает 70 миллионов пользователей в год. В свое время, строительству станций было уделено особое внимание: каждая из них получила уникальное оформление, в котором советский архитектурный стиль искусно переплелся с национальным узбекским орнаментом. Благодаря этому, столичное метро Узбекистана стало музеем великого наследия прошлого, привлекающим к себе внимание туристов со всего мира.
История строительства метро в Ташкенте
Метро Ташкента является первым в Центральной Азии. Мотивом его строительству послужило трагическое событие – крупное землетрясение в 1966 году, уничтожившее центр города. Строить проект начали в 1968 году по инициативе главного секретаря УзССР Шарафа Рашидова, который хотел обеспечить разрастающееся население метрополитеном. Из-за сейсмичности региона, метро было построено по особой сейсмостойкой технологии строительства. Линии Ташкентского метро запустили в 1977 году: в первый день работы метро было перевезено около 20 тысяч пассажиров. На тот момент метрополитен состоял только из одной линии, которая имела длину в 7,4 километра и состояла из пяти станций. С тех пор метрополитен постоянно модернизировался и расширялся. Самой первой линией и станцией стала остановка Чиланзар, которая сейчас известна как самая длинная линия – ее протяженность насчитывает 16,8 км.
Новая карта метро Ташкента включает в себя и строящуюся Сергелийскую надземную линию. Её строительство стартовало еще в 2017 году, а в декабре 2020 года Сергелийская ветка, являющаяся продолжением Чиланзарской линии, была уже открыта. 8 февраля 2023 года, президент Шавкат Мирзиёев лично ознакомился с ходом строительства продолжения линии надземного метро от Куйлюка до Сергели в Ташкенте, и проехался по новому отрезку метро, доехав до станции «Кипчак» (12 станция) на массиве Строителей. Запуск нового отрезка запланирован на Навруз (21 марта), а оставшихся двух станций — ко Дню независимости (1 сентября). До 2025 года в планах государства расширить Ташкентское метро в 4 раза, отстроив 5 новых линий и дополнительные 74 станции. По завершению проекта, общая длина метро Ташкента будет составлять 157 км.
На данный момент в столице работают 4 линии метрополитена. Ежедневное время работы Ташкентского метро с 05:00 утра (Юнусабадская линия с 06:00) до 00:00 часов.
№ | Название | Год открытия | Длина (км) | Число станций | Станции |
---|---|---|---|---|---|
1 | Чиланзарская линия | 1977 | 23,7 | 17 |
Буйюк Ипак Йули (бывш. М. Горького), Пушкинская, Хамид Алимджан, Амир Темур хиёбони, Мустакиллик Майдони, Пахтакор, Гафур Гулям, Дружба народов, Миллий бог, Новза, Мирзо Улугбек, Чиланзар, Алмазар; СЕРГЕЛИЙСКИЙ УЧАСТОК: Чаштепа, Узгариш, Сергели, Янгихаёт, Чинар.
|
2 | Узбекистанская линия | 1984 | 14,3 | 11 |
Беруни, Тинчлик, Чорсу, Гафур Гулям, Алишер Навои, Узбекистон, Космонавтлар, Айбек, Ташкент, Машинасозлар, Дустлик.
|
3 | Юнусабадская линия | 2001 | 10,5 | 8 |
Туркистон, Юнусабад, Шахристан, Бадамзар, Минор, Абдулла Кодирий, Юнус Раджаби, Минг Урик.
|
4 | Линия Тридцатилетия Независимости Узбекистана | 2020 |
18 |
12 |
Технопарк, Яшнабад, Тузель, Олмос, Рохат, Янгиабад, Куйлюк, Киёт, Толарик, Хонобод, Курувчилар, Турон, Кипчак.
|
10 августа 2023 года, официально стали известны названия надземных станций метро в Ташкенте. Согласно постановлению Кабмина РУз «О наименовании станций Ташкентского метрополитена», названия получили 19 станций, расположенных на Сергелийском участке Чиланзарской линии и 30-летии Независимости Узбекистана.
Информационно-справочный сайт Sprav.uz предлагает посмотреть, как выглядит схема Ташкентского метрополитена. На карте различными цветами размечены линии метро, станции и пересадки. Метрополитен является неотъемлемой частью большинства современных крупных городов, и столица Узбекистана не стала исключением из правила. Данный вид транспортного средства является оптимальным для мегаполисов, за счет отсутствия пробок, светофоров и прочих недостатков обычных дорог. Подробная схема ташкентского метро будет полезна как для местных жителей, так и для тех, кто приехал в солнечный Узбекистан в качестве гостя.